Моя прабабушка была, как это сейчас принято говорить, три – в одном: травницей, «шептуньей» и повитухой. Травницей – это значит, что она собирала нужные травы и коренья, готовила из них лекарственные составы и теми смесями избавляла страждущие души от их хвори. «Шептуньей» - потому как, правя суставы и сломанные конечности, устраняя «сердешные потрясения», шептала над людьми и прочими живыми существами молитвы, заговоры и целебные настрои. Повитухой – случалось так , что роды были внезапными и роженица нуждалась в помощи опытной женщины, способной помочь ей в этом нелегком деле – тут как раз и появлялась моя прабабушка. Кроме всего прочего, была она ещё и деревенским психологом. К своим девяноста семи годам она знала в селе каждого в лицо, о каждом – всё и даже больше того… А так как многие «психологические консультации» протекали в моем присутствии, то и слышать мне доводилось немало. Бывало, говорила она: - Ты вот, милая, жалуешься на то, что судьба к тебе несправедлива… Навалились, дескать, беды, как по сговору, все скопом – сил нет бороться с ними. А, ведь, борешься, однако! Брыкаешься! Значит, Господь силу-то дает? Он, милая, столько силы в тебя вместил, сколько тебе требуется на одоление бед твоих. А бывает и так: Он через судьбу твою подхлестывает тебя – взбадривает, а ты тем временем думаешь, что жизнь тебе больно делает. Как может жизнь сама себе больно делать? Она ведь любит себя, как и всё живое… Вот, к примеру, случай такой. Когда ты сподобилась старшенького своего, Мишку, на моих глазах рожать – тогда у нас роддома за сто верст вокруг не было – как ты орала! Помнишь? Жаловалась, что силы иссякли и тужиться не желала… И даже заснуть норовила между схватками. А я, не в обиду будет сказано, кричала на тебя и даже пару раз по щекам шлепнула. Это чтобы ты не погубила мальца своего – душу живую. За жизнь боролась – за его, а заодно и твою. Так и Господь с нами делает: шлепает по щёкам, по попкам, а то и подзатыльник обидный отпустит… Это Он для того делает, чтобы мы не погубили в себе жизнь новую – Жизнь Вечную. По другому – Душу! А потому как мы Его замыслов не знаем и путей Его не ведаем… по слепоте своей – пусть Он нас, как поводырь, и ведет. А мы смиренно пойдем за Ним. За человеком нельзя идти смиренно, если не знаешь умысла его. А вот за Ним – можно. И говори Ему так: « Господи! Дай мне мудрость и милосердие, мужество и миролюбие! » Мудрость – чтобы всё правильно понимать. Милосердие – чтобы правильно поступать. Мужество – чтобы стойко переносить невзгоды. Миролюбие – чтобы другим рядом с тобой радостно жилось. А ещё проси о смирении. Это не слабость – быть смиренной. Смирение сродни мужеству в молчании, когда терпишь потому, что это надо выдержать – как в момент, когда вынимаешь занозу, ты терпишь… Например, когда ты наступаешь на горло своей гордыне – это смирение. Гордыня, чтоб ты знала, это как если бы твой малец залез на стол и сказал: « Я выше тебя!» Гордыня – это то, чего нет, а ты воображаешь, что оно есть. Это – чистое пустозвонство. А вот гордость – это совсем другое дело. На гордость наступать нельзя! Гордость – это голос чести. На честь наступать негоже! Честь – она, как девственная чистота, не терпит над собой насилия. Она имеет право защищаться и должна защищаться! Понятно, моя хорошая? Ну, вот и хорошо… Иди, родимая. Бог в помощь! Свидимся ещё… |